
в фильме затрагиваются очень серьезные и важные для каждого христианина моменты и, мне кажется, он достоин как минимум обсуждения. У кого какие впечатления?
собственное мнениеДля меня главной фигурой фильма был, несомненно, митрополит. Большую часть фильма от Филиппа ожидаешь противостояния окаянному царю, а он большей частью молчит и грустно смотрит на казни «изменников», лишь иногда нерешительно прося царя смилостивиться. Вся нерешительность от того, что Филипп не уверен - царь перед ним, или самозванец, помазанник Божий или безумец? Примечательна сцена с «судом» митрополита, когда его почти силой усаживают на трон и предлагают подтвердить приказ о казни. Он не отвергает, не отвечает ясно, а слегка заигрывает с царем – «признаю их вину, а судить не стану». Вины-то он не признает, но и противиться открыто не решается.
Лишь когда он подходит к последнему пределу, понимая, что честность сулит мученический венец, вот тогда он становится митрополитом, главой Церкви и – самое главное – самим собой, становится человеком в полном смысле этого слова. Здесь честность проявляется как святость. Быть до конца честным перед самим собой в определенной мере есть святость, это молитва, воплощенная в жизни. Жить и говорить по истине – вот мера человеческого.
Центрообразующая сцена, связывающая картину в единое целое, это обличение митрополитом Филиппом Иоанна Грозного. «Не вижу государя» - вот что самое важное. И в самом деле, либо Иоанн Грозный – Помазанник Божий, идущий на все для блага государства, либо митрополит Филипп – мученик, умерший Христа ради. Либо - либо, и компромисса здесь быть не может. Царь – это не тот, кто сидит на самом верху, на троне, это точка, в которой сходится земное и небесное. Вот почему все время молится Иоанн, он ищет подтверждения свыше своей царственности, что все его зверства угодны Богу… и не находит, как бы не молился. Он – не царь, в какие бы наряды его не обряжали.
@темы:
Православие,
Разное
Наоборот, противоречивость Царя была для меня основным сюжетом в картине.
Известно, кстати, что Сталин особо тщательно изучал историю Иоанна Грозного.
Вообще Царь был для России во многом примером для последующих наших Тиранов и Деспотов.
Видишь, Царь Иоанн то Царства Божьего на земле очень ждал.
Кремль построил, во многом, стараясь подражать Иерусалимскому Храму.
Еретиков казнил за малейшее преступление. Любимая цитата религиозных палачей: "страдающий плотию перестает грешить"
Так что Царь Иоанн в этом фильме стал для меня олицитворением религиозного фанатизма.
Кроме того, мы русские, же любим быть во всем самыми-самыми, потому царь в своем заблуждении был особенно ужасен.
И еще я верю, что демоническая одержимость - вполне распостраненный в таких случаях факт.
Естественно, он безжалостно казнил близких людей, а они потом ему являлись по ночам, он страдал и мучался, подобно царю Саулу.
И только Митрополит мог на время успокаивать безумие Царя.
Ну Милюта Скуратов очень с необычной стороны показан. Ему Митрополит сказал: хочешь, чтобы выздоровела дочка, прекрати людей убивать, и он ушел опечаленный.
Замечательно показано то, что есть люди, которые идут на муки, отстаивая правду.
В наше время развращения нравов, фильм поможет кому-то задуматься
С этого времени Иоанн избегал встречи с митрополитом. Чувствуя это, Филипп, тотчас после размолвки с царем, переехал из Кремля, на Никольскую улицу, в монастырь св. Николая стараго (ныне Греческий), где и жил до конца своего святительства. Событие 28 июля довело гнев Грознаго до высшей степени. Митрополит служил в Новодевичьем монастыре и совершал крестный ход, в присутствии царя. Когда крестный ход достиг до св. ворот и митрополит, оставаясь для прочтения св. Евангелия, оборотился к народу, чтобы преподать: „мир всем," вдруг он увидел опричника позади царя, в татарской таФье. Святитель тотчас сказал Иоанну: „не должно тебе, Государь, допускать обычай агарянский — стоять во время Евангелия с покрытою головой."
— „Как так? кто смел?" спросил Иоанн.
— „Некто из дружины твоей," отвечал Филипп.
Царь оглянулся, но виновный уже успел снять тафью. Тогда Иоанн в гневе называл Филиппа обманщиком, мятежником и клялся изобличить его во всем.
Приступили к следствию. Митрополичьих бояр взяли под стражу и пытали, но этим путем ничего не добыли к обвинению праведника. После этого послали в Соловецкий монастырь недоброжелателя Филиппова епископа Пафнутия с архимандритом Феодосием, князем Василием Темкиным, дьяком Пивовым и военным конвоем. Посланные расточали инокам деньги, ласки и обещания, а потом угрозы, но безуспешно: никто не отваживался на лжесвидетельство. Тогда Пафнутий употребил хитрость и прельстил игумена Паисия, а Паисий, в свою очередь, увлек нескольких монахов, и все они спешили в Москву, выдумывая на святаго обвинения. - Соловецкий патерик.
не в тему, друзья, и простите, если что не так, но подействовал на меня смайлик возле этой реплики. нет, это, конечно, очень хорошо, что современному человеку живётся так хорошо, что он может в таких разговорах улыбаться... но мне кажется всё-таки лучше бы не надо?
нынче был разговор, вспоминали Трахтенберга, и поняла: едва ли не последнее, что слышала о нём живом - это пересказ его анекдота на тему фашистских концлагерей и Холокоста. вполне себе весёлый, остроумный анекдот, более того - вполне корректный вроде бы по отношению к жертвам. но почему-то мне тогда вспомнилось предположение кого-то из современников тех событий, что после Освенцима нельзя будет писать стихи. в смысле, не тем, кто там был, а никому. - вот, можно, выходит, и анекдоты рассказывать...
Смайлик я поставил, потому что многие хорошие и добрые библейские фразы инквизиция понимала и применяла буквально. И это было действительно страшно.
Еще раз простите за мою привычку улыбаться, когда страшно и совсем не смешно.
не за что)
любопытно было прочесть о фильме. у меня к нему предубеждение, вряд ли посмотрю... но любопытно.
*
нынче подумалось: в этой истории с тафьей что мне представляется особенно замечательным? - что народ в тот момент не свидетельствовал против опричника за митрополита.