Основанием литургической роли и священного достоинства каждого христианина является его принадлежность к «царственному священству» (1Пет.2:9), - в силу крещения и миропомазания, совершаемого в древности через епископское рукоположение, каждый христианин имеет право и обязанность участвовать в богослужении. Из этого полного онтологического равенства некоторые избраны и утверждены божественным действием в качестве епископов, священников, диаконов (т.е. священнослужителей).
Они взяты от единого народа Божия, не составляя особой структуры над ними, являясь органической частью церковного организма, - на рукоположенного священника возложена функция: председательствовать в общине верных, объединяя их священную молитву, а совершителем богослужения выступает не только епископ или священник от имени всего собрания, как это было в Ветхом Завете, а вся собравшаяся за богослужением община верных, главою которой является Сам Христос, как глава Тела Церкви.

Характерно, что в Восточной традиции выделяются в основном: мученики, святители, монахи и преподробные, люди царского и княжеского достоинства (порой не самой благочестивой жизни), а простым верным не находится святого места, они оказываются в «профанной» пустоте и большинство верных отождествляется с вещами мира сего. В византийскую эпоху, к сожалению, выделились лишь два полюса народа Божия, которые якобы еще сохраняют харизматическое достоинство:

1. христианский царь, защищающий Церковь и именуемый “епископом внешним“;
2. монахи и священство, жизнь которых целиком посвящена Церкви.


Появляется негативное определение - МИРЯНИН - это тот, кто способен только лишь на пассивное восприятие, ему нечего функционально делать в Церкви, кроме денежного пожертвования, поскольку у него нет служения, нет харизмы; простой верный, остается вне церковного служения, что со временем стало способствовать тому, чтобы клерикально оттеснить рядовых верующих от участия в богослужебных действиях, - ударение постепенно переносится на исключительное и фактически самодавлеющее значение духовенства, как тайносовершителей. Молитвенное присутствие народа сохраняет всю свою важность лишь, поскольку Таинство совершается для него, для его освящения…